Юннатский слет

Естественнонаучный отдел кингисеппского «Центра творческого развития», известный как ЕНОТдел, в конце апреля провел интенсивный подготовительный этап муниципального Экологического слета и Слета школьных лесничеств. Сами слеты прошли 17 мая.

Подготовка шла полным ходом

Традиционно подготовка проходила в форме «Школы юннатского актива». Для ребят были организованы обучающие мероприятия по таким направлениям, как зоология, картография, почвоведение, геоботаника, биоиндикация, гидробиология.

Вступительная часть началась со знакомства с настоящими молодыми лесничими – Дарьей и Тимуром Жбеневыми, которые показали ребятам презентацию о значимости леса, лесовосстановлении и борьбе с пожарами, а потом продемонстрировали, из каких инструментов и приборов состоит и как применяется инвентарь лесничего.

Ребята узнали, что такое и для чего служат буссоль (геодезический угломер), нитевой дальномер, мерная вилка, полнотомер (реласкоп), рация и др. И ответили на вопросы: почему лес называют «легкими планеты»? почему удаляют кривые деревья? на что обычно идет лес? и т.п.

Для демонстрации работы возрастного бурава Тимур Жбенев привез в ЦТР бревно, которое ребята под руководством лесника просверливали, чтобы по числу годовых колец определить, сколько лет было тому дереву, от которого оно было отпилено.

На подготовку прибыли учащиеся из Котельского сельского поселения, обеих ивангородских и практически всех кингисеппских школ.

Учащиеся ИСОШ № 1 им. Н. П. Наумова – Виолетта и Савелий – рассказали о своем любимом учителе биологии, Дмитрии Сергеевиче Грибове. По словам ребят, педагог очень интересно подает материал и обладает отменным чувством юмора. В начале урока преподаватель дает план, по которому изучается тема, сдабриваемая реальными историями и примерами из собственного опыта, помогающими осознать, что за на природе, особенно в экстремальной ситуации, следует вести себя по определенным правилам.

После беседы с лесничими ребята продолжили подготовку на углубленной основе. Так, на консультации по биоиндикации и гидрологии они знакомились с видовым разнообразием водных беспозвоночных организмов и учились применять методики, по которым можно определить, в какой воде животные обитают – чистой либо загрязненной, а также учились давать характеристику водоема по гидрологическим показателям.

Помимо педагогов Центра творческого развития ребят консультировали приглашенные учителя географии, впоследствии вошедшие в жюри слета.

Муниципальное первенство прошло 17 мая

День для слета всегда выбирается в такое время, чтобы у участников была возможность проведения испытаний на природе. Одиннадцать учреждений образования Кингисеппского района представили команды из трех-четырех человек. К 10 утра ребята в сопровождении педагогов собрались на территории ЦТР, зарегистрировались и разошлись по станциям.

В Экологическом слете выделяют два направления: наземно-воздушная и наземно-водная экология. В первом направлении соревновались геоботаники (станции «Флора» и «Малый фитоценоз»), почвоведы (станция «Почвоведение и полезные ископаемые») и зоологи (станция «Зоология»).

Вооружившись необходимыми инструментами и атласами-определителями, геоботаники боролись за звание лучшего знатока растений.  Почвоведам предлагалось описать почвенный профиль по специальной методике (на территории Центра вырыли яму и зачистили одну из стенок для описания) и поработать с коллекцией горных пород и минералов: определить названия и рассказать об их использовании.

От зоологов требовалось определить по картинкам до 20 видов птиц и столько же насекомых нашей местности. На предложенном виртуальном маршруте в лесу или на лугу при помощи специальных формул необходимо было подсчитать численность животных по следам их жизнедеятельности.

В направлении «Наземно-водная экология» соревновались картографы (станция «Картография и метеорология»), гидробиологи (станция «Водная экология») и специалисты по биоиндикации (станция «Биоиндикация и лихеноиндикация»).

Картографы составляли карту, поработав с компасом и проведя глазомерную съемку участка местности. Метеорологи определяли погодные условия дня: давление, температуру и влажность воздуха, облачность и скорость ветра.

Гидробиологи показали знание простейших методов измерения параметров водоемов – ширины, глубины, скорости течения и др. Нужно было заранее изучить беспозвоночные организмы, обитающие на дне Луги и городского пруда – с их помощью определялась степень загрязненности воды. Знание многообразия лишайников и владение методиками биоиндикации продемонстрировали лихенологи.

Слет школьных лесничеств – это командное соревнование.

На станции «Юный лесовод» требовалось рассказать о сроках и способах посева семян и посадки саженцев деревьев, выбрать деревья для рубок ухода и объяснить свой выбор. На этой станции ребята показывали, как пользоваться буссолью, высотомером, компасом и другими приборами, описывали виды лесных пожаров и способы их тушения.

На станции «Юный эколог» проверялись знания правил поведения в лесу и на воде, знания о лекарственных растениях, местах и сроках сбора, способах применения. Требовалось перечислить редкие и исчезающие растения лесных сообществ.

Определение насекомых, птиц и млекопитающих демонстрировали юные лесники на станции «Юный зоолог». Работа на площадке станции «Юный ботаник» схожа с таковой у экологов.

Результат замедлил, но сказался

Итоги слета подвели спустя несколько дней. Председателем жюри стала Е. Н. Гаврилова – главный специалист организационно-методического отдела комитета по образованию АМО «Кингисеппский муниципальный район». Члены жюри: И. М. Григорьева – завуч МБУ ДО «ЦТР», Е. Н. Кузнецова – зав. отделом МБУ ДО «ЦТР», Т. В. Чернова – методист МБУ ДО «ЦТР», О. П. Черакшева – педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦТР», Т. Е. Грузнева – учитель географии МБОУ «КСОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов», Е. В. Барбашина – учитель географии МБОУ «КСОШ №5», Н. А. Влезко – учитель биологии МБОУ «Кракольская СОШ», Д. В. Жбенева – инженер Кингисеппского лесничества.

В командном первенстве экологического слета: по направлению «Наземно-водная экология» 1 место заняла команда КСОШ №5 (рук. Е. А. Григорьева), 2 место заняла команда ИСОШ №1 им. Н.П. Наумова (рук. Т. В. Крутякова и Д. С. Грибов), 3 место у команды ИООШ №2 (рук. Т. Л. Узунова); по направлению «Наземно-воздушная экология» 1 место заняла команда ЦТР (рук. И. М. Григорьева), 2 место у КСОШ №4 (рук. Е.Ф. Михеева), 3 место разделили КСОШ № 6 и ЦТР (рук. Г. С. Ильина и Т. В. Чернова).

В номинациях победителями стали: секция «Почвоведение» – Мария Саенко, секция «Геоботаника» – Мария Саенко и Валерия Кузнецова, секция «Зоология» – Евгения Пенькова (все – учащиеся ЦТР), секция «Гидробиология» – Нелли Андреева (ИООШ № 2), секция «Картография» – Виталина Михайлова и Юлия Васильева (КСОШ №5), секция «Биоиндикация» – Стефания Колесникова (КСОШ № 6) и Софья Остахина (МБОУ «Котельская СОШ»).

В слете школьных лесничеств в командном первенстве 1 место заняла команда ЦТР (рук. И. М. Григорьева)., 2 место у команды Котельской СОШ (рук. Н. А. Миколайчук и О. Н. Ананенко), 3 место у ИСОШ №1 (рук. Т.В. Крутякова и Д.С. Грибов).

В номинациях победителями стали: секция «Юные лесоводы» – Валерия Кузнецова, секция «Юные ботаники» – Валерия Кузнецова и Мария Саенко, секция «Юные зоологи» – Евгения Пенькова (воспитанницы ЦТР приняли участие в обоих слетах), секция «Юные экологи» – Ольга Войтюшко (МБОУ «Котельская СОШ»).

Пожелаем всем учащимся дальнейших успехов в изучении окружающей нас живой природы и методах исследования состояния окружающей среды.

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях