«Любите классическую музыку!»

В Год педагога и наставника, в Год Команды Знаний мы продолжаем рассказывать об учителях Кингисеппского района. И сегодня в гостях у «ВБ» – профессионал своего дела, опытный наставник Центра эстетического воспитания и образования детей, педагог с 58-летним стажем Татьяна Ивольевна Петруничева.

«Моя жизнь – самая обычная, – начинает свой неторопливый рассказ Татьяна Ивольевна. – Родилась в городе-герое Феодосии, в музыкальной семье.У меня была троюродная сестра из Череповца, пианистка – приезжала к нам и давала концерты. И мне тоже очень хотелось учиться музыке.

Поступила в музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории – оно и сейчас находится в переулке Матвеева в Санкт-Петербурге. Отучилась четыре года, а потом по распределению оказалась в Кингисеппе – молодом городе, которому требовались молодые специалисты».

Свой профессиональный путь Татьяна Ивольевна начала преподавателем фортепиано в городском Доме культуры, где располагалось пять музыкальных классов. Затем работала в музыкальной школе на улице Воскова.

В 1989 году на базе Кингисеппской школы №6 были открыты музыкально-хоровая студия «Камертон» и Лицей музыкально-эстетического развития, в котором Т. И. Петруничева продолжила обучать детей искусству игры на фортепиано. В 2002 году, в результате реорганизации Лицея, был создан Центр эстетического воспитания и образования детей. В нем Татьяна Ивольевна работает по настоящее время.

«Сейчас совсем немножко осталось работы, буквально пара учениц, чтобы делом заниматься, – уточняет она. – В основном я аккомпанирую вокалистам».

На вопрос о том, чего добились в жизни ее многочисленные ученики, Татьяна Ивольевна отвечает:

«Есть такой Алексей Земсков – знаете его? Он живет в Санкт-Петербурге, у него своя музыкальная группа. Очень способный был мальчик!

Самое интересное – профессиональным музыкантом никто из моих учеников не стал. Они становились учеными, переводчиками, бизнесменами, изобретателями… Но всегда очень любили музыку.

Навыки, привитые за инструментом, помогают в любой профессии. Потому что за роялем приходится трудиться: запоминать, сопоставлять, совершенствоваться. Более того, левая рука одно играет, правая – другое. Это тренирует мозг. Поэтому посоветовать заниматься музыкой можно каждому – хотя бы на начальном этапе. Ознакомиться с музыкальной грамотой не так уж и сложно, но это большое подспорье в жизни».

Дети, которых родители приводят в музыкальную школу, проходят конкурсный отбор:

«Приходит ребенок – раньше начинали с семи лет, теперь некоторые дошкольники уже обучаются. Приемная комиссия проводит самые обычные тесты: проверяет – может ли он спеть чисто, верно ли слышит звуки. И старается понять главное – хочет ли он учиться, потому что если не хочет, то ничего и не выйдет.

Вначале все говорят, что хотят, а потом, когда понимают, что надо посидеть за инструментом хотя бы час в день, это уже не всем нравится. К каждому ребенку надо так подойти, чтобы он хотел сам заниматься. Это как в балете, сами понимаете, если не тренироваться – толку не будет».

Мы попросили опытного педагога немного приоткрыть профессиональную тайну – как мотивировать детей заниматься музыкой:

«Есть разные секретики. Находишь то, что ученику нравится, что бы он хотел сыграть. Используешь какие-то «развлекалки» на уроке, чтобы была не одна сухая теория, а радостное общение, с юмором, чтобы ребенку нравилось приходить и общаться с педагогом.

Я, например, очень любила применять ансамблевую игру. Стимул заключается в том, что ты не один – ты в паре.  Один в басовом ключе играет, другой в скрипичном. Потом поменялись. Так и басовый ключ легче осваивается, и вообще любые ноты. И ребятам веселее вдвоем преодолевать возникающие трудности. А бывало и так, что незнакомые до того ребята начнут в ансамбле играть – и подружатся».

Татьяне Ивольевне всегда интересно было наблюдать, как растут ее ученики, и вести каждого по пути к успеху, создавая условия для вовлечения детей в мир музыки. Она умело использовала педагогические приемы, для того чтобы ученик не только занимался игрой на фортепиано, исполняя музыкальные произведения с удовольствием, но и непременно прошел обучение до конца. Некоторые ребята настолько вовлекались в процесс, что даже сочиняли собственные небольшие музыкальные произведения.

«Бывало, что дети сочиняли, но исключительно для себя. Скорее импровизировали. Одаренные дети вообще часто сочиняют, но, к сожалению, не записывают. И серьезно к сочинительству не подходят. Композитором пока никто не стал».

На вопрос о своих любимых композиторах и музыкальных предпочтениях Т. И. Петруничева отвечает:

«Я очень люблю Чайковского и Листа! У Чайковского мне все нравится – от «Детского альбома» до симфоний. А оперы и балеты у него просто восхитительные!»

В своей работе Татьяна Ивольевна сочетает традиции «старой школы» преподавания и современные методы и технологии обучения, а также постоянно повышает уровень психолого-педагогических специальных знаний, посещая различные семинары и мастер-классы.

Жизненным и педагогическим кредо для нее являются слова: «Не сдавайся! Иди к своей цели до конца!» И тогда, по мнению педагога, обязательно добьешься успеха.

В завершение беседы мы обратились к Татьяне Ивольевне с просьбой дать напутствие молодежи:

«Любите классическую музыку и слушайте ее! Мне кажется, что само слово «классика» немного страшит или даже отталкивает. Но это великая музыка. И это – основа основ. Тех, у кого есть страсть к музыке, она все равно притягивает. Потому что талант в человеке заложен Богом. А мы называем это призванием».

Младшая дочь Татьяны Ивольевны пошла по ее стопам – стала преподавателем фортепиано и концертмейстером в детской музыкальной школе. Ее муж тоже преподает игру на музыкальном инструменте в том же учебном заведении. Свою любовь к музыке они передали сыну, успешно окончившему курс ДШИ по классу гитары. Продолжит ли внук династию педагогов, покажет время. Но любовь к музыке и высоко развитый эстетический вкус будут сопутствовать ему всегда.

Сама Татьяна Ивольевна остается примером и ориентиром в преподавательской деятельности.

«Она обладает необыкновенной способностью заряжать окружающих оптимизмом, энергией, позитивом. Умеет сплотить детей, разрядить обстановку, настроить на работу, снять стресс перед экзаменом или концертным выступлением – и всегда делает это с огромной любовью, – подчеркивают коллеги Т. И. Петруничевой. – Слова благодарности за многолетний плодотворный труд учителя, за высокий профессионализм, самоотдачу, терпение и умение находить творческую способность в каждом ребенке мы говорим этому прекрасному человеку и замечательному педагогу. Желаем Татьяне Ивольевне вдохновения и процветания в работе!»

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях